Особенности психологии труда на промышленном производстве

Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ

Эксперимент продолжили, но обе группы работали уже в условиях только искусственного освещения; в контрольной группе был установлен постоянный уровень в 10 футо-свечей, а в экспериментальной освещенность постепенно снижали от 10 до 3 футо-свечей. Но по-прежнему происходило что-то совершенно непонятное — производительность обеих групп медленно, но устойчиво возрастала. И только когда освещенность в экспериментальной группе достигла трех футо-свечей, рабочие запротестовали, ссылаясь на плохую видимость работы, и производительность уменьшилась.

Но эксперимент все-таки решили продолжить. Две девушки по добровольному согласию были переведены в отдельную комнату, где освещенность снижали от обычной (в условиях цеха) до уровня 0,06 футо-свечи — количество света, приблизительно равное, по выражению авторов, свету обычной лунной ночи. Но даже при таких условиях девушки повысили свою производительность. Причем они говорили, что не испытывают никакой боли в глазах, что стали меньше утомляться по сравнению с работой в условиях яркого света?!

Последняя серия эксперимента с особой убедительностью показала, что здесь действуют какие-то неизвестные психологические факторы, которые значительно превосходят по своей силе влияние гигиенического фактора (условия освещенности). Однако это представляется ясным сейчас, на основе современных знаний. Исследователи же продолжали эксперимент, правда, как нам кажется, без особых надежд на его успешное завершение.

В группе, выполнявшей операции по намотке индукционных катушек, освещенность изо дня в день увеличивали, а работниц просили комментировать эти изменения. Освещенность росла, и девушки говорили экспериментатору, что им нравится работать при более ярком свете. Затем в течение нескольких дней электрик, менявший лампочки на глазах у девушек, по просьбе экспериментаторов на место прежних устанавливал лампочки, дающие ту же интенсивность света. Девушки тем не менее продолжали благоприятно комментировать «увеличение освещенности». После этого начали уменьшать освещенность, и девушки говорили, что сейчас работать не столь приятно. Через некоторое время электрик вновь начал делать вид, что снижает освещенность. А девушки по-прежнему отзывались отрицательно о работе в условиях уменьшающегося количества света. Производительность группы на всем протяжении этого экспериментального периода не претерпевала существенных изменений.

Эксперименты с освещенностью продолжались два с половиной года и в конечном счете не дали ответа на вопросы, ради решения которых были предприняты. Вместе с тем они имели большое значение, стимулируя проведение дальнейших исследований, направленных на выяснение и изучение еще неизвестных психологических факторов, которые, как оказалось, могут иметь существенное влияние на рабочих и их трудовую деятельность.

Такие исследования, которые, собственно, и называют хоторнскими, были вскоре предприняты большой группой специалистов — психологов завода и научных учреждений.

Была выбрана группа из шести девушек-работниц. В течение двух недель регистрировали их производительность (I период эксперимента), а затем они были переведены в отдельную комнату, где выполняли свои обычные трудовые операции по сборке реле (одна из них была занята комплектацией). Пять недель девушки работали в тех же условиях, что и в цехе (II период), а затем изменили систему оплаты (это было вызвано особыми требованиями эксперимента). Других условий пока что не меняли, и так они проработали в течение восьми недель (III период). Вслед за этим начали осуществлять вариации в режиме труда и отдыха — вводили различное количество пауз отдыха продолжительностью от 5 до 15 мин и сокращали длительность рабочей смены.

Оглавление