Особенности психологии труда на промышленном производстве
Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ
Каждая из вариаций осуществлялась в отдельный период; всего было восемь таких периодов (IV—XI) продолжительностью от 4 до 12 недель. Затем был восстановлен начальный режим труда и отдыха (как в первые три периода), при котором девушки работали двенадцать недель (XII период). И, наконец, в последнем (XIII периоде) ввели две паузы отдыха (15 и 10 мин); этот период продолжался 31 неделю.
Результаты были не более вразумительны, чем при исследованиях освещенности. До начала эксперимента предполагали, что большое влияние окажут изменения в режиме труда и отдыха, поскольку они сделают работу менее утомительной и монотонной. Оказалось, что производительность на протяжении всего эксперимента росла, однако проведенный анализ не показал жесткой связи этого роста с осуществлявшимися изменениями. Во всяком случае только этими изменениями нельзя было объяснить наблюдавшийся рост производительности. Тем более, что в XII периоде ситуацию вернули к исходному положению. «Во многих отношениях эти результаты,— пишут Ф. Ротлизбергер и У. Диксон,— приводили исследователей в недоумение, так как они были не теми, которых ожидали. Общая тенденция увеличения выработки, независимая от каких-либо особых изменений в паузах отдыха или уменьшения часов работы, изумляла. Улучшение в психических отношениях (имеется в виду отношение к производственному окружению и самой работе — В, Л.) на протяжении первых двух лет эксперимента также было ошеломляющим. Ни один из этих результатов не мог быть связан с характером рабочего дня в какой-либо простой однозначной зависимости».
Было, однако, еще одно вероятное объяснение роста производительности. B III периоде ввели новую систему оплаты, которая оставалась неизменной на всем протяжении эксперимента. Эта система предоставляла гораздо большие возможности для увеличения заработка, и вполне естественно было предположить, что девушки ими воспользовались. Однако экспериментальная проверка этой гипотезы показала, что
непрерывное повышение производительности в испытательной комнате сборки реле не может быть приписано единственно изменениям в системе оплаты
На этом все известные на то время факторы, действием которых можно было объяснить рост производительности, исчерпывались окончательно. Надо было искать что-то новое. Решили, что большое значение могли иметь изменения, внесенные самим экспериментом. Создание обособленной группы, перевод ее в отдельное помещение, сам факт проведения эксперимента — все это, естественно, было небезразлично для рабочих и могло повлиять на их отношение к трудовой деятельности. К тому же, важную роль могло играть изменение в методе руководства. Как оказалось, девушки из группы по сборке реле высказывали много нелестных замечаний в адрес своих мастеров. В испытательной комнате руководство постепенно перешло к экспериментаторам, которые, конечно, старались установить полное взаимопонимание и контакт с испытуемыми
Таким образом, говоря языком современных понятий, были внесены существенные изменения в психологический климат. Исследователи увидели, что большое значение имеют отношения рабочих к производственными условиям. Все факторы, как они поняли, действуют на личность не изолированно, а в комплексе, реализуясь затем в ее отношениях.