Особенности психологии труда на промышленном производстве

Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ

Примечание. Сумма не составляет 100, поскольку, как уже отмечалось, из рассмотрения исключаются мотивы и факторы выбора конкретных профессий.

 

Очень высокую оценку, как мы видим, получил ответ «Интерес к определенной профессии». Впечатляет и вторая цифра, показывающая высокое сознание общественного долга.

Выпускникам средних школ ЭССР предлагалось выделить обстоятельства выбора профессии, а затем среди этих обстоятельств следовало назвать наиболее важные. На вопросы ответили свыше 2 тыс. школьников. Оказалось, что «Интерес к определенной профессии» в качестве обязательно необходимого условия назвали 91,5% выпускников! Причем этот фактор оказался на первом месте в списке наиболее важных обстоятельств — 76,6% выпускников.

Большой интерес представляют материалы Лаборатории социологических исследований ЛГУ. В течение трех лет проводились опросы выпускников средних школ Ленинграда и Ленинградской области (около 3 тыс. учащихся более чем 50 школ). Для нас интересен анализ ответов на вопрос: «Чем Вас привлекает профессия, по которой Вы хотите работать или учиться после окончания школы?»

Приводим полученный список мотивов выбора профессии в соответствии с занятыми местами:

1.    Интерес к содержанию труда (здесь ответы типа «творческий характер работы», «специальность интересная», «работа живая, разнообразная» и т. п.).

2.    Значение профессии для народного хозяйства.

3.    Заработок.

4.    Особенности профессии (романтика, благородство, гуманность и т. п.).

Отмечается далее, что ни один из опрошенных не назвал в качестве мотива ни ограниченный срок профессиональной подготовки, ни легкость поступления на работу, ни другие подобные факторы.

Здесь отсутствуют, к сожалению, количественные данные. Это восполняется в известной степени материалами коллективной монографии сотрудников лаборатории, где приводятся цифровые результаты одного из этапов указанного исследования (опрос свыше тысячи выпускников). Вот распределение мотивов в зависимости от количества учеников (% к общему числу), указавших на конкретный мотив:

интерес к содержанию труда — 62,4;

значение профессии для народного хозяйства — 25,7;

заработок — 3,4.

Обратим внимание на заработную плату, которая в качестве мотива трудовой деятельности выделяется небольшим количеством опрошенных школьников.

Оглавление