Особенности психологии труда на промышленном производстве

Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ

что огромное значение для их формирования имеют целенаправленное обучение и воспитание. При этом необходимо учитывать очень большую роль социальных условий, в которых осуществляется обучение и воспитание. Поэтому такая практика явно антигуманна и служит в капиталистических странах средством расовой и классовой дискриминации.

Неприятное впечатление производит также практика массового тестирования, широко применявшаяся в то время, особенно педологами (в течение 1—1,5 ч определялись способности 30—50 чел.). И, наконец, существенным недостатком того периода является то, что тестированием во многих случаях занимались неквалифицированные люди, мало знакомые с психологией и ее методами.

И тем не менее психотехники сыграли важную роль в развитии прикладной психологии. Многие их исследования, особенно в области изучения профессий, конвейерного труда, утомления, монотонной работы имели существенный практический эффект и представляют большой научный интерес в настоящее время. Да и ошибки психотехники учат нас более внимательно и тщательно, с высокой ответственностью подходить к изучению такого чудесного и сверхсложного создания природы, каким является Человек.

Хоторнские исследования. После выхода в свет книги Г. Мюнстерберга психология труда получает широкое распространение в капиталистических странах, особенно в Германии и США. Круг проблем, решаемых зарубежными психологами, в основном тот же, который был представлен в этой книге.

Читатель уже, наверное, заметил, что в те годы не проводилась работа в области социальной промышленной психологии. Психологи тогда фактически не исследовали роль социально-психологических факторов в промышленности, хотя, возможно, и догадывались об их важности. В конце концов естественное развитие промышленной психологии привело бы к изучению «психологии производственных коллективов», тем более что, как оказалось впоследствии, такое изучение далеко не бесполезно. Однако события ускорил случай, причем случай весьма многозначительный, вызвавший необходимость проведения исследований, продолжавшихся много лет и оказавших большое влияние не только на промышленную и социальную психологию, но и на психологическую науку в целом. Эти исследования знают как «хоторнские» по названию завода, на котором они были проведены.

В конце 1924 г. американская компания «Вестерн Электрик» решила исследовать на одном из своих предприятий влияние освещенности на производительность труда. Были выбраны три отделения (контроль небольших деталей, сборка реле и намотка индукционных катушек), в которых постепенно изменяли интенсивность освещения и контролировали производительность. Результаты оказались довольно странными. В первом отделении производительность повышалась и снижалась без какой-либо связи с изменением освещенности. Выработка сборщиков реле более или менее постоянно росла, но жесткой связи с интенсивностью освещенности и здесь не было установлено. В третьем отделении производительность всегда была выше начального уровня, но не всегда снижалась с уменьшением освещенности?! Решили, что эксперимент был недостаточно «чистым» и его необходимо продолжить.

Выбрали одно из трех отделений (намотка катушек) и разделили рабочих на две группы — экспериментальную и контрольную. В экспериментальной группе освещенность варьировали — 24, 46 и 70 футо-свечей (футо-свеча—около 11 лк), контрольная группа работала при относительно постоянном уровне — от 16 до 28 футо-свечей (применялось комбинированное освещение, и колебания дневного света не позволяли установить постоянный уровень). Тем не менее различия в освещенности были существенны, и исследователи ожидали получить столь же существенные различия и в производительности. Однако результаты оказались еще более странными. Производительность возросла в обеих группах, причем фактически в одинаковой степени?!

Теперь решили, что в этом «виноваты» небольшие колебания освещенности в контрольной группе, хотя в это трудно было поверить.

Оглавление