Особенности психологии труда на промышленном производстве

Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ

Обсуждались проблемы монотонной работы, утомления и, конечно, совершенствования рекламы.

С первых лет Советской власти психология труда получает широкое распространение в нашей стране. Известный советский психолог Н Д Левитов делит историю отечественной психологии труда на два периода. Первый период, который можно назвать «психотехническим», примерно с 1925 по 1936 г.— от выделения психотехники в отдельную отрасль до выхода постановления ЦК ВКП(б) о педологических извращениях, после которого психотехника прекратила свое существование. И второй период — с начала пятидесятых годов и до наших дней.

Психотехнический период. В 1921 г. в Москве под председательством выдающегося советского ученого. В. М Бехтерева была проведена I Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда. На этой конференции был сделан ряд докладов по психологии труда. К 1925—27 гг. психотехника выделяется в отдельную отрасль советской психологии. Создаются многочисленные психотехнические лаборатории: при научных учреждениях, в школах, в промышленности, в армии, на железнодорожном и городском транспорте.

В описываемый период советскими психотехниками разрабатывается целый ряд важных проблем психологии труда. Наибольшее внимание уделяется проблемам профессионального обучения, профессионального отбора рабочих и профессиональной ориентации школьников. Видное место занимает изучение производственного утомления, монотонной работы, конвейерного труда. Разрабатываются некоторые вопросы приспособления техники к психическим особенностям человека. Проводится большая работа в области психологического изучения профессий.

Отмечается, что в период развития психотехники ей был свойственен целый ряд, подчас довольно серьезных, теоретических заблуждений. Однако к середине 30-х годов психотехники уже осознали свои ошибки и стремились к их исправлению. «При знакомстве с критическими оценками, которые встретила в 1936—1937 гг. психотехника,— пишет А. В. Петровский,— бросается в глаза прежде всего то, что если оставить в стороне вопрос о тестах и профотборе, все остальные обвинения направлены главным образом против всего того, что было уже если не до конца преодолено, то вполне осознано советскими психотехниками как ошибка». Подобную точку зрения высказывает и М. Г. Ярошевский: «Нарушение ленинских принципов в общественной жизни и науке затормозило развитие психологии труда в СССР. Отрицательное отношение к психотехнике усилилось в период повсеместно развернувшейся критики педологии. Справедливо усматривая в психотехнике немало общего с педологией (в особенности в некритическом использовании некоторых необоснованных тестов), критики ее вместе с тем перечеркивали все ее достижения и свертывали рассмотрение проблематики психологии труда».

Педология, сыгравшая столь роковую роль в судьбе психотехники, нанесла большой вред советской науке и практике. Педологи исходили из неверного положения о том, что умственные способности людей даны от рождения, пытались выявить эти «врожденные способности» с помощью тестов и предопределить таким образом дальнейшую участь детей в школе и при профессиональном определении. Подобная практика широко распространена сейчас в школах США. Дети, поступающие в школу, подвергаются тестированию, на основе которого у них определяется коэффициент интеллекта IQ (Intelligence Quotient). Этот коэффициент служит для разделения на классы или группы внутри классов с различным «уровнем умственного развития» и соответствующими программами обучения. Помимо всего прочего, здесь игнорируется, а это было характерно и для педологов, тот факт, что способности не даны от рождения,

Оглавление