Особенности психологии труда на промышленном производстве
Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ
Начиная с раннего детства, человек сталкивается с ситуациями оценки, стимулируемыми и поощряемыми взрослыми. Уже маленьким детям свойственно желание выделиться, сделать что-то лучше других. В возрасте подростка и юноши особо обостряется чувство собственного достоинства, появляется сильное стремление быть непохожим на других, занять свое особое место в жизни.
Молодых часто посещают смутные опасения своей неполноценности, их тревожит, что они не смогут достичь заветных целей.
Во многих случаях решение проблемы детей, в воспитании которых возникают сложности, понимают как необходимость занять их какой-то деятельностью вообще. Если бы и на самом деле все решалось так просто, то никакой проблемы не существовало, как не существовало бы и трудных детей. Все начинается именно из-за того, что ребенок не в состоянии найти для себя ту деятельность, где он может преуспевать, получать моральное удовлетворение, испытывать приятное чувство своей человеческой значимости Поиск такой деятельности для ребенка, с каждым днем все более теряющего уверенность в своих силах, представляет одну из сложнейших психолого-педагогических задач. Решение этой задачи оказывает неоценимую помощь не только личности, но и всему обществу в целом.
Трудовая мотивация. В Советском Союзе проведено большое количество исследований, направленных на выяснение структуры мотивов трудовой деятельности рабочих, удельного веса отдельных мотивов в общей мотивационной сфере личности.
При изучении мотивов трудовой деятельности обычно применяют метод опроса, задавая определенному контингенту лиц соответствующие вопросы. Основная трудность заключается здесь в том, чтобы выяснить «чистую» трудовую мотивацию. Ведь в зависимости от конструкции вопросов и выбора лиц, подлежащих исследованию, на ответы могут вольно или невольно влиять и отношения к конкретным условиям данного участка, цеха, предприятия, к конкретной профессии. А это уже другая психологическая категория, которую следует рассматривать отдельно. Иными словами, нас интересует мотивация к труду вообще, вне зависимости от его вида. При выборе контингента опрашиваемых применяется несколько подходов. Одним из лучших считается опрос старшеклассников, стоящих на пороге трудового определения. В этом случае «помехи» нейтрализуются в наибольшей степени, поскольку школьники фактически не имеют конкретного производственного опыта.
Школьники выбирают профессию. Рассмотрим некоторые наиболее характерные исследования, обращая внимание на данные, касающиеся общетрудовой мотивации (мы опускаем здесь мотивы выбора конкретных профессий, а также факторы выбора профессии, такие, например, как влияние школы, родителей и т. п.).
При изучении мотивов выбора профессии у учащихся сельских школ Калужской области было опрошено около 2000 учеников пятых— восьмых классов. Полученные данные представлены ниже.
Мотивы выбора профессии
Количество учащихся, осуществляющих выбор на основании данного мотива, %
Интерес к определенной профессии ... 49,9
Желание принести пользу народу .... 37,5
Стремление к расширению кругозора .. 0,7
Легкость намечаемой работы ...... 0,4
Материальные соображения 0,1