Особенности психологии труда на промышленном производстве

Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ

Снижение утомляемости ведет к повышению работоспособности, что позволяет увеличить выработку. Это прямой, но не единственный путь повышения производительности труда. Снижение утомляемости ведет также к улучшению качества продукции, повышению трудовой дисциплины, уменьшению текучести, травматизма, порой общей заболеваемости и в конечном итоге — к повышению производительности труда. Таким образом, рано или поздно благоприятные изменения в условиях трудовой деятельности скажутся самым положительным образом на повышении ее эффективности.

Зарубежные психологи, хотят они того или нет, служат удовлетворению интересов предпринимателей. Многие из них прямо говорят об этом. Так, американский психолог Ч. Уолкер, рассуждая о тенденции укрупнения операций, недвусмысленно заявляет о том, что «поворот маятника начался не от проповедей филантропов или криков радикалов, которые были против превращения людей в роботов, на потому, что практическое производство часто находит выгодным расширять работу...».

На капиталистических предприятиях мы находим очень высокую интенсивность труда, в которой повинны и психологи. Например, некоторые журналисты непомерно восхищаются тем, что на капиталистических предприятиях исключены из трудового процесса все, даже мельчайшие, лишние движения. При этом они не учитывают, что некоторые «лишние» движения чрезвычайно важны, что их отсутствие создает весьма неблагоприятные условия для трудовой деятельности рабочих. А ведь психологам это известно давно.

Многие зарубежные психологи выполняют неблаговидную роль по сглаживанию классовых противоречий. Такие острые проблемы буржуазного общества, как безработица, забастовки, расовая дискриминация, отношения между рабочими и предпринимателями, профсоюзами и предпринимателями, они стараются психологизировать, показать эти проблемы как психологические, а не социально-экономические и политические. Здесь широко используются психоанализ и другие буржуазные реакционные учения.

В арсенале зарубежных психологов имеются вместе с тем средства, разумное применение которых облегчает труд человека. Однако предприниматели, с согласия или без согласия психологов, используя этот резерв производительности, настолько интенсифицируют труд, что утомление в конечном счете остается на прежнем уровне, а зачастую и повышается. Вот почему рабочие капиталистических предприятий так опасаются различных психологических новшеств — каждое из них может привести к гораздо большим затратам энергии. Наш общественный строй позволяет совершенно по-иному подойти к реализации психологических рекомендаций в промышленности. Психологи и работники отечественных предприятий делают это таким образом, что для повышения производительности труда используется только определенная часть создающихся естественных предпосылок снижения утомляемости. В результате рабочие больше производят и меньше при этом утомляются.

Иногда возникает недоумение, как можно за счет психологических факторов снизить утомляемость рабочего, ведь он все равно осуществляет то же самое количество движений. Вместе с тем всем нам хорошо известно, какое большое значение для выполнения работы имеет, например, настроение человека. Хорошее настроение — и работа спорится, плохое — все валится из рук, да и устаем мы в значительно большей степени. В одном из цехов, например, при хорошем настроении работоспособность человека повышалась на 0,4—4,2%, а при плохом — уменьшалась на 2,5—18%!!.

На одном предприятии различным группам рабочих поручали переносить ящики одинакового веса, но окрашенные в различный цвет: черный, коричневый, желтый, белый. В основном все рабочие заявляли, что белые и желтые ящики легче черных и коричневых. Следовательно, переноска ящиков одинакового веса в зависимости от психологического воздействия их окраски («легкая»— «тяжелая») оказывала различное влияние на утомляемость рабочих. Г. Смит описывает эксперимент с рабочим-землекопом, ставшим, по его словам, легендарным. Землекоп должен был копать в поле ямы глубиной пять футов (чуть больше 1,5 м).

Оглавление