Особенности психологии труда на промышленном производстве

Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ

Новые научные представления открывают широкие возможности для формирования способностей. Особо повышается роль родителей, которые должны с первых дней жизни ребенка уделять большое внимание его психическому развитию. Очень показательный в этом отношении пример мы находим в практике выдающегося советского педагога и ученого В. А. Сухомлинского.

Маленький мальчик был предоставлен самому себе. Отец и мать много работали, ребенка поручили бабушке, которая очень плохо слышала, а потом совсем оглохла. Добрая бабушка заботилась о ребенке, но могла она только удовлетворить его физические потребности. Родители же, обеспечив сыну хорошие материальные условия, не только почти не общались с ним, но и оградили его от внешнего мира. Лишь на шестом году жизни мальчика ненадолго стали выпускать на улицу к ребятам. Но уже многое было потеряно. Ребенок был интеллектуально недоразвит, у него отсутствовало чувство юмора. По этим причинам он не мог играть со сверстниками, они не принимали его в свои игры. Вскоре у мальчика стали проявляться бессердечность, жестокость по отношению к животным.

Хотелось бы подытожить эту часть словами В. А. Сухомлинского: «Глубоко прав великий писатель и педагог Л. Толстой, утверждая, что от рождения до пятилетнего возраста ребенок берет из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни. Ту же мысль повторил и советский педагог А. Макаренко: человек станет тем, чем он стал до пятилетнего возраста».

Сталкиваясь с препятствиями на пути достижения жизненных целей, человек тем успешнее их преодолевает, тем больше усилий прилагает, чем обширнее у него арсенал психических образований, позволяющих совершенствовать деятельность, находить новые пути и возможности, решать возникающие задачи.

И вместе с тем у каждого человека имеются свои, особые способности. Патологические случаи подобно вышеприведенному достаточно редки. Как правило, дети находятся в социальной среде, получают необходимое обучение и воспитание, хотя, как мы видим, имеются существенные возможности для усиления этих процессов. В зависимости же от качественного своеобразия условий, в которых пребывает ребенок с раннего детства, у него развиваются в большей степени те или иные специальные способности. В связи с этим с уверенностью можно сказать: чтобы человек был счастлив, чтобы он мог принести максимальную пользу обществу, чтобы он постоянно испытывал. Чувство своей человеческой значимости, необходимо найти для него ту деятельность, к которой у него имеются наибольшие потенциальные возможности.

 

2. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Промышленная психология ищет возможности психологической рационализации труда рабочих различных отраслей промышленного производства. Деятельность других участников производственного процесса — конструкторов, технологов, руководителей — рассматривается ею исключительно в плане их непосредственного воздействия на условия трудовой деятельности рабочих. Хотя различные отрасли промышленного производства имеют свою техническую специфику, труд в промышленности обладает общими психологическими особенностями. В связи с этим во многих случаях психологические рекомендации справедливы для большинства отраслей промышленного производства. Если же необходим учет специфики отрасли, то вносятся соответствующие поправки и оговорки.

Промышленная психология в качестве своей основной цели видит повышение эффективности труда рабочих. Эффективность, оценивающаяся в показателях выработки, является функцией работоспособности человека. Работоспособность определяется целым рядом факторов. В первую очередь это такие глобальные характеристики, как общее состояние здоровья, характер жизненных целей, специфика трудовой мотивации. Трудовая деятельность осуществляется в рамках конкретной профессии.

Оглавление