Особенности психологии труда на промышленном производстве
Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ
Я не верил, как можно проиграть такую позицию! Когда я подходил к столику, Спасский поднял на меня глаза. Это были глаза загнанной лани...
Преодолевают все препятствия сильные люди. К ним, несомненно, относятся и Т. Петросян, и Б. Спасский. Бытует распространенное мнение, что сильные люди — это личности, обладающие волей, упорством, трудолюбием. И это, бесспорно, так. Но современное состояние психологической науки позволяет говорить, что воля, характер, интерес проявляются тогда, когда у человека имеется достаточно способностей к успешному осуществлению выбранной деятельности.
Интерес к определенной деятельности не пропадает сам по себе. Это происходит, когда человек не чувствует достаточных сил для высоких достижений в данной сфере. И наоборот. «Устойчивый интерес,— как тонко подмечает известный советский психолог А. В. Петровский,— является одним из свидетельств пробуждающихся способностей человека и в этом отношении имеет определенную диагностическую ценность».
Способностями называют такие психические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Говорят о способностях к выполнению специальных видов деятельности, называя их специальными способностями — математическими, техническими, организационными, музыкальными, педагогическими и др. Существует понятие и об общих способностях, проявляющихся в той или иной степени во всех видах деятельности. Сюда относят способность быстро ориентироваться в различных ситуациях, воспринимать абстрактные принципы, рассуждать и оценивать, находить логические связи между различными предметами и событиями, переносить известные принципы на другие предметы или явления. Все это очень близко понятиям «интеллект», «интеллектуальные способности» (их еще называют «умственные способности»).
Уже давно материалистическая психология с уверенностью заявляла о том, что люди не рождаются с определенными способностями, что они становятся способными или неспособными в процессе своей жизнедеятельности, социального развития. «Известно, что способности не бывают даны от рождения в готовом виде,— пишет один из ведущих специалистов в этой области Н. С. Лейтес. — Имея свою природную основу (задатки), они формируются в ходе жизни, в деятельности. Способности развиваются в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром, под воздействием обучения и воспитания в самом широком значении этих слов...».
И все-таки долгое время не хватало экспериментальных подтверждений этого важного положения. Жизнь, казалось бы, свидетельствует о другом. Уж очень рано можно наблюдать проявление у детей общих способностей, некоторых специальных способностей. И мы, хотим того или нет, склоняемся к мысли о всесилии наследственности.
Но вот последовали интересные открытия, тщательно продуманные эксперименты. Были получены научные подтверждения социальной природы способностей. Более того, сейчас можно с большой степенью уверенности говорить, что наследственность имеет весьма и весьма ограниченное влияние на образование способностей. Влияние это, надо думать, в основном анатомо-физиологическое, определяющее структуру отдельных органов, частей тела, функционирование биологических систем организма. Каждый ребенок, рожденный без каких-либо патологических нарушений, обладает самыми широкими возможностями в развитии общих и многих специальных способностей.
Но основная заслуга новых открытий и исследований все же не в этом. Они дают все больше свидетельств тому, что способности человека начинают формироваться с раннего детства, буквально с первых дней появления на свет. Это коренным образом меняет все наши представления. Более того, имеются серьезные основания полагать, что для развития каждой способности есть свой наиболее благоприятный период детства, и упущения этого периода весьма сложно, если вообще возможно, восполнить в последующие годы.