Особенности психологии труда на промышленном производстве

Глава 2. ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ЛЮБЛЮ

которые со стороны могут казаться простыми и общедоступными, обнаруживая свою действительную трудность только при самостоятельной работе. И, наконец, данный метод особо желателен для изучения профессий, где работа состоит из автоматизированных действий, тонких и сложных движений, не поддающихся внешнему наблюдению.

Трудовой метод представляется весьма ценным для психологического изучения профессий, однако здесь имеются довольно существенные ограничения. Он требует много времени, да и овладеть профессией не так уж и просто. Но между тем даже в процессе обучения психолог может почерпнуть для себя много ценных данных. Если применить трудовой метод невозможно, то на всех этапах изучения профессии необходимо самое тесное сотрудничество со специалистами.

В качестве вспомогательного может применяться метод, получивший название «метода патологии». Здесь анализируются ошибочные действия, несчастные случаи. Все это дает определенные сведения для понимания отдельных психологических особенностей профессии.

Более подробные сведения о методах психологического изучения профессий можно найти в специальной литературе.

 

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР

Знание психологических особенностей профессии позволяет сделать следующий шаг — посмотреть на конкретную личность с точки зрения ее профессиональной пригодности.

Профессионально значимые качества личности

Бесспорно, что направленность, а точнее — профессиональная направленность, есть тем личностным качеством, которое имеет очень высокую значимость и должно в первую очередь учитываться при выборе профессии. Но здесь также необходим тщательный анализ. Интерес к профессии могут вызывать внешние, несущественные или преходящие ее особенности (например, социальный престиж, который достаточно быстро меняется). Интерес может быть неустойчивым и поверхностным. И самое существенное, о чем уже упоминалось, возникновение настоящего интереса зависит от хорошего знакомства с внутренними, психологическими особенностями профессии.

Из психограммы человек сможет узнать о требованиях, предъявляемых к личности. Интерес его усилится, если он сочтет, что эти требования соответствуют его возможностям. Попробовав же себя в работе, человек сможет проверить свои способности, и лишь убедившись, что они на высоком уровне соответствия, проникнется сильным и устойчивым интересом к профессии.

Таким образом, первая часть проблемы состоит в измерении профессиональной направленности. Здесь существует несколько подходов. При одном из них кандидату задают прямые вопросы о его профессиональных намерениях (беседа, опросный лист). Такой подход, однако, позволяет судить лишь о факте наличия интереса к определенной профессии или профессиям. Более существенные результаты дает иной подход (тесты интересов, карты интересов), где задаются косвенные вопросы, адресуемые к тем сферам, в которых человек мог иметь опыт (с другой стороны, коль скоро он такой опыт имел, то значит достаточно серьезно интересуется данной деятельностью). Вот несколько примеров вопросов из карты интересов, созданной для изучения профессиональной направленности школьников: «Любите ли Вы читать о достижениях техники?», «Нравится ли Вам знакомиться с устройством и работой станков?», «Любите ли Вы собирать и ремонтировать различные механизмы (велосипед, швейную машину, часы, и т. п.)?».

Для каждой профессии разрабатывается ряд вопросов (обычно одинаковое количество). Все вопросы предъявляются кандидату, который на листе ответов обозначает свое мнение.

Оглавление