Особенности психологии труда на промышленном производстве
Глава 2. ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ЛЮБЛЮ
Весьма показательные данные приводятся и в монографии В. Г. Васильева [12]. Анализ рабочих движений, проведенный на Раменском прядильно-ткацком комбинате, показал, что у мотальщиц наиболее трудным элементом одной из операций является заводка нити в контрвытяжной прибор. У лучших работниц количество повторных заводок нити составляет 3—5%, тогда как у других, даже при стаже работы на комбинате 8—12 лет, этот показатель в 7—8 раз больше. У прядильщиц такая же картина наблюдается при выполнении присушки нити.
Индивидуально-психологические различия проявляются и в построении рабочих движений. Очень интересные в этом отношении данные мы находим у польского исследователя 3. Збихорского, который приводит циклограммы работы передовика производства и рядового работника. С первого взгляда мы видим, насколько экономнее построение движений у передовика производства.
Несмотря на все эти и подобные другие свидетельства индивидуально-психологических различий, можно услышать возражения против учета способностей при профессиональном определении в промышленности. Исходя из положения о развитии способностей, утверждается, что для многих, во всяком случае для массовых, профессий решающее значение имеет обучение и упражнение. Иными словами, речь идет о высокой упражняемости специальных способностей. Авторы приведенных выше исследований (за исключением В. Г. Васильева) не акцентируют, к сожалению, внимания на вопросе о соотношении трудового стажа и результатов деятельности. Вместе с тем трудно поверить, что столь высокие различия в успешности работы объясняются только упражняемостью. Тем более что все рабочие предварительно проходят курс профессионального обучения (в этом отношении весьма показательны данные исследования учащихся-штукатуров, которое упоминалось выше). Однако выдвинутые возражения весьма серьезны, и к ним следует отнестись с большим вниманием.
Тезис о том, что каждого можно обучить любой профессии, не вызывает никаких возражений. Но вот какой степени совершенства он сможет добиться, если не учитывать способности? Обращаясь к общетеоретическим концепциям, надо сказать, что способности действительно подвержены упражнению, причем в довольно высокой степени. Многое зависит от обучения и воспитания, многое зависит и от методов профессионального обучения. Но вместе с тем упражняемость имеет и определенные пределы, обусловленные задатками и еще в большей степени своеобразием развития человека в первые годы жизни. Поэтому отмечая важность упражнения, не следует перечеркивать большой значимости психологического профотбора, в процессе которого мы должны стараться предвидеть возможности упражнения.
Так, на основе большого количества данных был сделан вывод о различной упражняемости различных качеств личности и о пределах упражняемости, обусловленных способностями [76]. В исследовании кетельщиц, о котором мы уже говорили, было проведено еще одно распределение работниц по результатам их трудовой деятельности. В это распределение, однако, вошли только 99 кетелыциц, имевших профессиональный стаж от одного года и выше (тщательный анализ показал, что максимальной производительности кетельщицы достигают после года работы). Взглянув на полученный график (рис. 3), мы и здесь находим очень существенные различия.
Интересные в этом плане исследования были проведены на Пермском телефонном заводе. В них выяснялась связь производительности труда и стажа работы в различных профессиях. Полученные данные приведены ниже. Они показывают разную степень упражняемости в изучавшихся профессиях. Заметим, что только монтажники имеют