Особенности психологии труда на промышленном производстве

Глава 2. ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ЛЮБЛЮ

Все сказанное позволяет заключить, что проблема профотбора сводится в конечном счете к определению у кандидата уровня специальных способностей. Практическая реализация психологических рекомендаций всегда очень сложная и ответственная задача. По отношению же к профотбору можно, наверное, сказать, что задача эта высшей степени ответственности. Помимо большой эрудиции и опыта она требует от решающих ее лиц высокой осторожности и такта. Особенно это важно при работе с кандидатами, результаты испытания которых оказываются ниже требуемых для данной профессии норм. Даже если психолог с высокой степенью уверенности считает нецелесообразной для человека определенную специализацию, он не может оперировать категорическими суждениями. Поэтому здесь необходим индивидуальный подход к каждому кандидату. Мы должны не «закрывать дверь» в профессию, а рекомендовать и советовать те или иные конкретные шаги. И в принципе не исключено, что в отдельных случаях человек, обладающий очень сильной и устойчивой профессиональной направленностью, большой силой воли, сможет добиться достаточно высоких успехов в данной профессии.

Основная задача и вместе с тем основная трудность профотбора состоит в том, что он должен предвидеть возможности успешной профессиональной специализации в деятельности, которой человек ранее не занимался.

При приеме на работу можно провести беседу с кандидатом, попросив его заполнить определенные формы документации. Для этой цели разрабатываются специальные стандартизированные интервью и бланки. Но при всем желании человек скажет только то, что он о себе знает. Мы услышим сведения о биографических данных, профессиональных интересах и увлечениях в свободное время, узнаем об образовании, успешности в отдельных учебных дисциплинах и имеющемся практическом опыте. Все это очень важно для решения вопроса о профессиональном определении. Однако о специальных способностях, столь необходимых для успешной профессиональной специализации, кандидат сможет сообщить только в том случае, если он уже «пробовал себя» в данной профессии какое-то, достаточно продолжительное время. Таким образом, во многих случаях требуются кратковременные испытания специальных способностей с помощью тестов.

В последнее время все большее внимание получает идея пролонгированного (длительного) отбора. «Мы думаем,— пишет К.К. Платонов,— что в дальнейшем динамическое изучение способностей в средней школе станет общепринятым первым этапом, который будет дополняться и уточняться при проведении профконсультации или отбора экспресс-методами». Длительное динамическое изучение личности дает ценные данные для рекомендаций по поводу профессионального определения человека и получает все большее распространение в профессиональной ориентации школьников. Но вместе с тем такое изучение не исключает кратковременных испытаний с помощью тестов, особенно в части специальных способностей.

Ни один метод психологии не получал, пожалуй, таких противоречивых оценок, не имел такого количества критики, как психологические тесты. Возможность применения тестов в психологическом обследовании всегда была остродискуссионной проблемой. Правда, в последнее время положение существенно изменилось в сторону принятия этого метода. Сейчас уже ставится вопрос не о возможности применения тестов для тех или иных практических целей, а о грамотном их использовании.

Обсуждая вопросы применимости тестов, их значимости и надежности, следует в первую очередь говорить не столько о тестах вообще, сколько о конкретных типах тестов. Выделяют различные типы тестов, направленные на измерение определенных качеств личности, а также уровня знаний и умений. Существуют интеллектуальные тесты (они уже упоминались), тесты интересов (о них также только что говорилось), личностные тесты (для измерения черт характера). Для измерения уровня знаний и умений применяются тесты успешности, которые можно разделить на тесты знаний и тесты профессиональных умений. И, наконец, тесты специальных способностей, имеющие решающее значение для профотбора рабочих.

Оглавление