Особенности психологии труда на промышленном производстве

Глава 2. ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ЛЮБЛЮ

Еще необходимо подчеркнуть, что это должно осуществляться с большой скоростью, в считанные мгновения.

В предложенной модели улица представлена карточкой шириной 9 и высотой 26 см. По середине карточки проходят на расстоянии одного сантиметра две параллельные линии, которые изображают рельсы. По обеим сторонам рельс в сантиметровых квадратиках беспорядочно разбросаны красные и черные цифры 1; 2; 3 (на данном рисунке красные цифры обозначены жирным шрифтом). Это прохожие, экипажи и автомобили, движущиеся справа и слева параллельно (черные) и по направлению (красные) к рельсам. Пешеход передвигается только на один шаг, с одного квадратика на следующий. Извозчик, который движется вдвое быстрее, делает за это время два шага, переступая со своего квадратика через один на третий, а автомобиль — со своего квадратика через два на четвертый.

Для испытания применялось 12 таких карточек с различным расположением цифр. Карточки вкладывались в специальный аппарат, который позволял предъявлять их кандидату одну за другой. Само предъявление осуществлялось следующим образом. Очередная карточка располагается под цельным бархатным поясом шириной 15 см. Пояс имеет окнообразный вырез (9x6 см) и может вращаться на катушках, закрепленных вверху и внизу аппарата. Кандидат перемещает пояс при помощи специальной рукоятки («ведет трамвай с достаточной скоростью»), видит в окошечке одновременно шесть прямоугольников и называет, какие из них опасны — красные «пешеходы», «экипажи» и «автомобили», которые могут очутиться на рельсах как раз в момент прохождения трамвая. В карточке, представленной на рис. 6, прямоугольники В и Z, например, не опасны, поскольку автомобиль в прямоугольнике В и два автомобиля в прямоугольнике Z пересекут рельсы раньше, чем к этому месту подойдет трамвай. Прямоугольник G также не опасен, так как три красных «пешехода» подойдут к рельсам уже после того, как проедет трамвай. Опасными же на этой карточке являются прямоугольники D, I, J, О, Р, S, W и Y.

Описанная модель полностью отвечает тем требованиям, которые предъявляются к тестам способностей. Кандидаты, по свидетельству автора, буквально за несколько минут усваивали правила выполнения задания. И, что особенно важно, они испытывали то же психическое состояние, что и вагоновожатый, ведущий трамвай по оживленной улице. В процессе испытания самого теста задание выполняли опытные вагоновожатые, и вот «эти испытанные люди при условиях, исключающих всякую возможность внушения, единогласно показали, что, освоившись с условиями опыта, они испытывали совершенно те же ощущения, что и во время ведения трамвая по оживленной улице... Все те особенности и слабости трамвайных вагоновожатых, которые столь опасны для правильного уличного движения, проявились в этом простом и непродолжительном опыте с такою яркостью, что сами испытуемые приходили зачастую в изумление».

Оглавление