Особенности психологии труда на промышленном производстве
Глава 2. ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ЛЮБЛЮ
Для испытания специальных способностей мы должны предъявить кандидату задание или серию заданий, по результатам выполнения которых можно было бы дать прогноз о степени успешности его работы в данной профессии. Эти задания должны требовать минимального времени для усвоения правил и приемов их выполнения, предлагая кандидату деятельность, воплощающую психологическое содержание реальной профессиональной деятельности.
На последнем необходимо остановиться особо. Создавая тестовое задание, следует стремиться не к внешнему его подобию реальной деятельности, а к внутреннему сходству. Задание должно иметь такое же психологическое содержание, как и реальная трудовая деятельность, оно должно не имитировать, а моделировать реальную деятельность. При испытании специальных способностей кандидату предлагают, таким образом, задание, представляющее собой психологическую модель профессиональной деятельности. Чем больше удалось в модели передать внутреннее, психологическое содержание деятельности, тем выше значимость испытаний.
Во многих случаях надо не только не стремиться к внешнему подобию, но всячески избегать его. Если, например, в лаборатории будет создана установка, где необходимо вращать руль автомобиля, нажимать на педали, выполнять целый ряд других действий, которые осуществляются водителем, то для взрослых людей эта деятельность будет выглядеть детской забавой и игрой, а сами испытания во многом потеряют смысл. А вот если мы предложим кандидатам в шоферы действия по выполнению задания, внешне совершенно не похожие на работу водителя, но передающие ее психологическую суть, положительный эффект не замедлит сказаться. Кандидату «может быть предложено выполнение действий, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к трудовым процессам,— удачно подмечает эту важную особенность С. Н. Архангельский. — Но оказывается, что эти действия вскрывают механизмы и закономерности психической деятельности человека, необходимые для правильного понимания изучаемых процессов труда».
Подчеркнем еще раз — главное для тестов способностей передать психологическое содержание реальной профессиональной деятельности, пойти по пути не имитирования внешне о подобия, а моделирования ее существенных психологических особенностей. «Между настоящей молнией и разрядом Лейденской банки,— находит удачную аналогию К. Левин,— гораздо больше подлинного сходства, чем между настоящей молнией и внешне очень хорошо ее имитирующей бутафорской молнией на сцене театра».
Теперь необходимо привести несколько примеров тестов специальных способностей, удачно реализующих описанные требования. В ряде промышленных профессий требуется осуществление тонких, координированных, точных и вместе с тем быстрых манипуляций с небольшими деталями (например, в работе ткачихи, кетелыцицы, монтажника приборов). Для измерения способности быстро и правильно выполнять такую работу применяются так называемые тесты ловкости пальцев. При существовании различных модификаций в основе этих тестов лежит задание по выполнению определенных операций с мелкими объектами. На рис. 5 представлен один из известных тестов ловкости пальцев. В лотке находятся небольшие металлические шпильки или деревянные стержни. Проходящий испытания кандидат пальцами или с помощью пинцета должен брать эти детали и помещать их предписанным образом в отверстия доски. Оценкой служит время, а в ряде случаев и точность выполнения задания (например, стержни следует вставлять до упора, что фиксируется нажатием на электрический контакт).
Приведем еще один пример теста специальных способностей, где несмотря на давность лет особо привлекает психологическая модель трудовой деятельности, воплощенная в испытательном задании. В свое время большое количество трамвайных происшествий по вине вагоновожатых побудило обратиться за помощью к психологам. Г. Мюнстерберг, занявшийся отбором вагоновожатых, установил, что для этой профессии особую роль играет своеобразное качество личности, своеобразно сложная функция внимания, «при помощи которой в быстро сменяющейся картине улицы должны быть постоянно воспринимаемы и оцениваемы с точки зрения скорости многочисленные отдельные объекты, пешеходы, экипажи и автомобили». Вагоновожатый должен постоянно ориентироваться в быстро меняющейся ситуации и, главное, быть способным предвидеть все многообразные изменения.