Особенности психологии труда на промышленном производстве

Глава 2. ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ЛЮБЛЮ

Затем осуществляется несложная количественная обработка.

Применение тестов интересов позволяет гораздо лучше и глубже узнать специфику профессиональной направленности человека и с большей уверенностью судить о ее существовании. И все же окончательное решение проблемы сфокусировано в способностях.

Способности. Долгое время о необходимости учета способностей говорили только в отношении «опасных» и высокоответственных профессий — летчик, шофер, учитель, горноспасатель. Это и понятно, ведь «брак» в подобных профессиях обходится слишком дорого. Большинство же промышленных профессий не относится к данной категории. Значит ли это, что при выборе той или иной промышленной профессии учитывать специальные способности не обязательно?

В своих беседах с работниками промышленных предприятий мы неоднократно интересовались, имеются ли различия в работе представителей массовых профессий. Оказалось, что имеются и довольно значительные. Примечателен в этом отношении разговор с заместителем главного инженера крупной обувной фабрики. Говоря о профессии раскройщика, он отметил, что среди них есть рабочие, которые «играючи», выполняют по несколько сменных заданий, а есть и такие (причем, добросовестные рабочие), кто с большим трудом выполняет одно задание. Подобные примеры, думается, можно наблюдать на каждом предприятии. Даже такая «простая» работа, как ручное глаженье рубашек, характеризуется существенными индивидуальными различиями. Так, например, на одном предприятии было установлено, что лучшие гладильщики обрабатывали одну жесткую рубашку на 1— 1,5 мин быстрее, чем худшие гладильщики! Причем, 1,5 мин — это во второй половине дня.

Американские психологи приводят ряд интересных данных, иллюстрирующих проявление в промышленности индивидуально-психологических различий. При изучении работы 36 сборщиков электрической арматуры, занятых на идентичных операциях, оказалось, что лучшие рабочие превосходили худших более чем в 2 раза.

Весьма существенные различия были зафиксированы при изучении 199 кетельщиц (профессиональный стаж от 1 мес до 5 лет) — профессии, где требуется высокая степень внимания и тонкие координированные действия. Распределение рабочих по результатам их трудовой деятельности представлено на рис. 1. Различия, на наш взгляд, в комментариях не нуждаются. Отметим только весьма небольшое количество кетельщиц, производящих свыше пяти дюжин пар чулок в час.

 

Очень интересны исследования, проведенные в строительстве. При изучении работы учащихся-штукатуров накануне их выпуска из училища оказалось, что при выполнении достаточно сложных операций имеются весьма существенные различия в скорости работы. Так, при выполнении операций по накладыванию раствора на «сокол» и набрасыванию раствора на стену лучшие учащиеся затрачивали примерно на 50% времени меньше, чем другие, а при работе по разделке карнизов скорость у лучших учащихся была почти на 100% выше, чем у остальных!

 

 

Оглавление