Особенности психологии труда на промышленном производстве
Глава 9. РУКОВОДИТЕЛЬ
Поклонников футбола всегда волнует вопрос смены старшего тренера любимой команды. Одни согласны с этим решением, другие решительно возражают. Как бы то ни было, но существует мнение, что такое в футболе происходит слишком часто. Проработавший на посту старшего тренера долгие годы заслуживает самого большого уважения. Он, действительно, настоящий мастер своего дела, сильный и мудрый человек. Когда же мы стараемся понять причины его успеха, трудно дать обстоятельный и ясный ответ.
В спорте такого рода исследования фактически только начинаются. В промышленности же в этом направлении пройден длинный путь, на котором не было неожиданных поворотов, как и не было неожиданных откровений. И лишь сравнительно недавно исследователи почувствовали, что проблема начинает понемногу проясняться.
Проблема повышения эффективности руководства, столь актуальная в наши дни, впервые с особой силой прозвучала в трудах В. И. Ленина.
В. И. Ленин подчеркивал большую важность правильного руководства людьми, говорил о качествах личности, присущих умелым руководителям, методах умелого руководства, уделял серьезное внимание вопросам демократичности руководства, необходимости привлечения рабочих к активному участию в решении важных производственных задач. Большое место в работах В. И. Ленина занимают вопросы подбора и воспитания руководящих кадров. «Мы пойдем себе своей дорогой,— писал В. И. Ленин,— стараясь как можно осторожнее и терпеливее испытывать и распознавать настоящих организаторов, людей с трезвым умом и с практической сметкой, людей, соединяющих преданность социализму с уменьем без шума (и вопреки суматохе и шуму) налаживать крепкую и дружную совместную работу большого количества людей в рамках советской организации. Только таких людей, после десятикратного испытания, надо, двигая их от простейших задач к труднейшим, выдвигать на ответственные посты руководителей народного труда, руководителей управления».
Таким образом, В. И. Ленин уже в первые годы Советской власти видел большую важность вопросов повышения эффективности руководства и наметил конкретные пути их решения. Как и во всех других областях, советские ученые, осуществляя научно-исследовательскую и практическую работу, направленную на совершенствование руководства, постоянно обращаются к ленинскому наследию, черпая в нем ценные положения и руководящие принципы. Подробное изучение ленинских идей в области руководства содержится в ряде публикаций.
В сфере человеческих отношений встречается много неожиданного и непонятного. Дружный сплоченный коллектив школьников с приходом нового классного руководителя на глазах превращается в свою противоположность. В команде очень хороший подбор игроков, а играет она слабо. Отстающая бригада после замены бригадира становится передовой. Сопоставляя все это, в голову приходит такая простая и очевидная мысль: а что если именно руководитель самым решающим образом определяет характер взаимоотношений, предопределяет успех или неудачу коллектива. Забегая вперед, скажем, что к такому выводу все более заставляют склоняться данные многолетних исследований.
1. СВОЕОБРАЗИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Вначале проблема представлялась довольно простой, требующей лишь достаточного числа исследований. Казалось, что, выделив наиболее важные качества личности, которыми должен обладать хороший руководитель, можно будет дать весьма определенный ответ на многие вопросы практического характера. Последовало большое количество научных работ в разных странах и на разных уровнях. После этого наступило разочарование.